Нынешний режим в Турции беззастенчиво авторитарен. Единственная разница между Турцией и тоталитарными режимами, такими как Китай или Северная Корея, – это наличие ограниченного пространства для инакомыслия, которыми некоторые группы по-прежнему пользуются.
Также ясно, утверждает автор Ahval Умут Озкырымлы, что предстоящие выборы 24 июня не будут демократичными и результаты всенародного голосования уже известны. И хотя, по его словам, «лидер» не может быть избран с 80-90% голосов, как, например, в России или Египте, известно, что выборы могут посчитать «недействительными», если результаты не будут соответствовать ожиданиям истеблишмента, как было в случае парламентских выборов в июне 2015 года.
Однако автор подчёркивает, что это не говорит о незначительности предстоящего голосования. «Тот факт, что выборы вообще не были отменены под предлогом режима чрезвычайного положения, показывает “символическое” значение, придаваемое народной поддержке и ауре демократической легитимности», – отмечает Озкырымлы.
Автор считает, что оппозиционно мыслящим туркам необходимо избегать фатализма и проявлять упорство в борьбе. Бойкотирование выборов, добавляет он, не является возможным вариантом и лишь укрепит лидера, пока большинство остаётся неубеждённым. «Объединение вокруг единого кандидата одинаково невозможно, учитывая фрагментарный характер турецкого общества – архипелаг общин», – пишет он, поясняя, что кандидат, поддержанный либералами (которые ранее были на стороне нынешнего правительства), не получит поддержки левых, курдов или алевитов. А кандидат, который может объединить алевитов и светских кемалистов, не получит голосов от консервативно-националистических (суннитских мусульманских) групп. Кандидат, выдвинутый курдами или левыми, будет отвергнут подавляющим большинством населения, в том числе светскими националистами.
«Единственный возможный, если не идеальный вариант – позволить каждой партии выдвинуть своего кандидата, который получит голоса большинства сторонников соответствующей стороны. В случае, если это приведёт ко второму туру, где лидеру придётся столкнуться с одним кандидатом от оппозиции, цель должна состоять в том, чтобы получить как можно больше голосов для последнего», – пишет журналист.