Европейская пресса в большей степени сошлась во мнении, что прошедшие в воскресенье в Турции досрочные выборы и победа на них Реджепа Тайипа Эрдогана знаменуют конец демократии для республики.
Агентство РИА Новости подготовило подборку наиболее интересных публикаций в европейских СМИ, посвященных победе Реджепа Тайипа Эрдогана на президентских выборах в Турции.
Немецкий журнал Spiegel в статье под заголовком “Вечный победитель” пишет, что такой исход выборов “еще раз показывает, как далека Турция при Эрдогане от функционирующей демократии”. Издание приводит два возможных сценария дальнейшего развития событий.
Первый сценарий предполагает, что оппозиционные партии опротестуют результаты и попытаются добиться перебаллотировки или даже повторных выборов. Однако, чтобы иметь шансы на успех, оппозицию должны поддерживать протесты по всей стране. Издание считает такой сценарий крайне маловероятным. Согласно второму сценарию, после выборов Эрдоган будет править еще более жестко, беспощадно пресекая любую критику в свой адрес. Spiegel прогнозирует, что при таком раскладе протесты несогласных с результатами выборов быстро умолкнут или их вообще не будет из-за страха перед жесткой ответной реакцией.
Обозреватель телерадиокомпании Deutsche Welle пишет, что большая победа Эрдогана на выборах расколола страну. Часть населения глубоко разочарована итогами голосования, которое она воспринимает как конец турецкой демократии, пишет DW. Воскресное голосование было последней возможностью изменить положения о президентской системе правления, принятые на референдуме в апреле 2017 года. “Это был последний глоток демократии для Турции”, — пишет телерадиокомпания. DW прогнозирует, что теперь отношения Анкары с Западом будут еще более сложными. В первую очередь для европейских политиков, “а не для Эрдогана, который теперь получил легитимное основание для использования своих расширенных полномочий”.
Британские СМИ вторят немецким изданиям. Газета Guardian отмечает, что “бесконтрольное политическое господство Эрдогана может ознаменовать начало новой темной эры для турецкой демократии”. А издание Times отмечает, что в окружении Эрдогана едва ли теперь найдется человек, способный воспротивиться курсу президента.
“Когда Эрдоган назначил выборы на 17 месяцев раньше срока, он ставил на хрупкость своей оппозиции… Но оказалось, что проголосовало большое количество турок, что сделало результат точнее, чем многие ожидали. Цифры показывают, что Эрдоган вызывает отчуждение у многих турок”, — пишет издание.
Times в значительной степени связывает это с выбором его советников, “которые из разнообразного, образованного и умеренно независимого круга лиц преобразились в группу согласных на все мужчин и женщин… Не осталось почти никого, кто мог бы говорить правду власти”.
Швейцарская газета Tages-Anzeiger подчеркивает иной аспект турецких выборов. “Неопределенность будет продолжаться, капитал и интеллектуальная элита продолжат утекать из страны, здесь результаты выборов ничего не изменят. Падение курса турецкой лиры зависит не только от внутреннего положения дел, политические обстоятельства играют важную роль в доверии к валюте. Многие компании это уже довело до предела платежеспособности. Государство тоже жило не по средствам, щедро раздавая деньги, чтобы задобрить избирателей. Эта победа на выборах стоила дорого. Такая щедрость больше не может продолжаться, она ведет Турцию к долговому кризису”, — пишет издание.
В Германии, где проживает крупнейшая зарубежная турецкая община, Эродоган также добился гораздо более хорошего результата, чем на родине. По результатам подсчета 71,9% голосов в Германии, Эрдоган с 65,8% голосов серьезно обогнал своего соперника Мухаррема Индже, который набрал только 21,5%. По словам председателя турецкой общины в Германии Гёкая Софуоглу (Gökay Sofuoglu), это может быть следствием той трудовой миграционной политики, которую когда-то проводила ФРГ. Рабочие мигранты преимущественно были выходцами из консервативной среды. Их меньше интересуют вопросы прав человека, “для них Эрдоган — это тот, кто построил больницы, автомагистрали и торговые центры”, — сказал Софуоглу агентству DPA. В Австрии после подсчета более двух третей голосов поддержка Эрдогана достигла более 70%. Здесь могло сыграть роль недавнее закрытие мечетей австрийским правительством, и “протестный фактор” принес свои плоды, сказал Софуоглу.
В свою очередь, бывший глава немецкой партии “Зеленые” Джем Оздемир подверг резкой критике выбор немецких турок, пишет газета Welt. “Празднующие немецко-турецкие сторонники Эрдогана не только приветствует власть самодержца, но и указывают на свой отказ от нашей либеральной демократии”, — сказал Оздемир.