Турция должна разработать «новый и справедливый» метод управления обменным курсом, который бы лучше подходил экономике страны и её народу, считает ключевой союзник президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Выступая в субботу на массовом митинге в Стамбуле, лидер националистов Девлет Бахчели призвал к новому валютному режиму, который бы защищал экономические интересы Турции и продвигал её ценности. По словам политика, это «должно стать одной из приоритетных задач».
«Недавние колебания валюты были направлены на то, чтобы нанести удар по политической и экономической фабрике страны, а также реальному сектору экономики, – отметил Бахчели. – Это были, без сомнения, атаки».
Несмотря на обвал лиры прошлым летом и последовавшие за этим месяцы рыночных потрясений, Турция сохранила свободно плавающую валюту и не раз обещала не вводить контроль над движением капитала.
Тем не менее власти начали применять более интервенционистский подход, стремясь стабилизировать лиру с помощью повторного введения налога на продавцов иностранной валюты и введения отсрочки расчетов при покупке более $100 тыс. для физических лиц.
В ответ на понижение суверенного кредитного рейтинга Турции агентством Moody’s на одну ступень до «B1» с «Ba3» министерство финансов заявило в субботу, что страна «никогда не откажется» от плавающего курса валюты и обязательства сохранять свободное движение капитала.
Однако комментарий Бахчели свидетельствуют о том, что консенсус во власти по этим вопросам как никогда хрупкий. Его «Партия националистического движения» (MHP) была союзником партии Эрдогана (AK) на недавних выборах.
Эрдоган, долгое время сторонник нестандартных экономических решений, обвинил банкиров в создании чрезмерного спроса на твердую валюту и создании ложных прогнозов относительно валютного курса перед мартовскими выборами.
Лира вновь начала сдавать позиции после обесценивания на 10% в начале года, демонстрируя худший показатель на развивающихся рынках после аргентинского песо. Инвесторы ожидают, что турецкая валюта останется одной из самых нестабильных в мире, а её трехмесячная волатильность – самой высокой в мире, отмечает Bloomberg.
Дальнейшее ослабление лиры создает проблемы для экономики, угрожая подорвать спрос и усилить давление на турецкие компании, общий долг которых в иностранной валюте достигает $315 млрд.
Перспективы лиры могут стать ещё более мрачными, если Турция не урегулирует разногласия с США по поводу покупки российских зенитных ракетных систем. Взаимные публичные упреки союзников по НАТО еще больше напугали иностранных инвесторов. Администрация Дональда Трампа пригрозила ввести санкции против Турции в случае осуществления сделки.
В недавнем письме своему турецкому коллеге исполняющий обязанности министра обороны Патрик Шанахан также предупредил, что США 31 июля остановят участие Турции в программе военных самолетов F-35 из-за её решения приобрести С-400 у России.
«Угроза санкций, утечка информации из конфиденциального письма, тяжелое бремя валютного курса и процентных ставок достигли чрезвычайно опасного уровня, – заявил Бахчели. – Мы живем в то время, когда страны начали общаться не посредством дипломатии, а с помощью политического давления».