Франция и Турция вовлечены не в «столкновение цивилизаций», а скорее в геополитическую борьбу, пишет обозреватель греческой газеты City Times Пол Антонопулос.
Конфронтация между президентом Франции Эммануэлем Макроном и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом является «не более чем отражением продолжающегося столкновения за господство в Восточном Средиземноморье и Африке», считает он.
«У Парижа и Анкары есть свои причины маскировать эту конфронтацию в терминах культурного и религиозного конфликта, а не борьбы за геополитическое превосходство», — указывает Антонопулос.
Французско-турецкие отношения достигли самого низкого уровня в новейшей истории после серии размолвок, включая военно-морской инцидент между военными кораблями стран в Средиземном море в июне и различные обмены оскорбительной риторикой между Макроном и Эрдоганом.
Союзники по НАТО Франция и Турция также заняли противоположные стороны в гражданской войне в Ливии и в военном противостоянии из-за территориальных претензий в Восточном Средиземноморье. Франция настаивает на введении санкций Европейского Союза в отношении Турции за отказ деэскалации её спора с членами ЕС Грецией и Кипром из-за территории, которые обвиняют Анкару в нарушении их суверенных прав путём разведки углеводородов в пределах своих морских границ.
«Макрон использует оправданный гнев против террористических атак, совершённых во Франции радикальными мусульманами, чтобы он мог гальванизировать коллективное подсознание Европы. Он надеется, что это создаст правильные условия для введения санкций против Турции, которые ЕС, в частности Германия, Италия, Испания, Венгрия и Мальта, неохотно принимают», — отмечает автор
Антонопулос заявляет, что Эрдоган, со своей стороны, пытается повысить свою репутацию в мусульманском мире «как единственный лидер, который осмеливается бросить вызов неоколониальной политике Франции» и также бросает вызов любым потенциальным санкциям, «представляя их как мстительный ответ христианской Европы мусульманской Турции».
Автор добавляет, что и Макрон, и Эрдоган «несут соответствующую ответственность за рост экстремизма в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке». Он привёл недавнюю историю Франции по поддержке джихадистских группировок в Ливии и Сирии, включая финансирование связанных с Аль-Каидой (запрещена в РФ) групп боевиков после падения ливийского диктатора Муаммара Каддафи и нападения на сирийские правительственные войска, сражающиеся с повстанцами.
По словам Антонопулоса, Турция в свою очередь быстро расширяет своё влияние в бывших колониях Франции в Африке, а Франция, «движимая панъевропейскими мотивами и защищая свои корпоративные нефтяные интересы в Восточном Средиземноморье», будет продолжать оспаривать деятельность Турции там.
«Однако Макрону будет трудно бросить вызов турецким достижениям в Африке, поскольку Эрдоган использует исламскую солидарность и имидж, бросающего вызов французскому колониализму, несмотря на то, что это поведение похоже на традиционную империю в Восточном Средиземноморье и Сирии», — заключает он.