Американское издание Foreign Policy подтвердило, что президент США Дональд Трамп намерен осуществить вывод американских войск из Сирии и переложить ответственность за ведение борьбы против ИГИЛ на Турцию. Однако этот шаг «предоставит террористической группировке возможность перегруппироваться на критически важном этапе противостояния».
Выходящий в США журнал Foreign Policy пишет, что президент США Дональд Трамп готовится осуществить запланированный им вывод американских войск из Сирии, что оказалось неприятным сюрпризом для многих лиц, участвующих в выработке внешнеполитического курса Вашингтона, в частности, для многих конгрессменов. Эффект внезапности был усилен тем, что ещё в сентябре советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон заявлял, что контингент ВС США будет оставаться в Сирии до тех пор, пока в этой ближневосточной стране сохраняется иранское военное присутствие.
По мнению авторов издания, Эрдоган намерен нанести удар по сирийским курдам, а не по т.н. «халифату». Передача лидирующей роле в борьбе против террористов Анкаре подвергнет Америку опасности. Foreign Policy указывает на то, что объявление о возвращении американских военнослужащих из Сирии было сделано вскоре после контактов между лидерами США и Турции. Трамп заявил тогда: «ИГИЛ, по большей части, разгромлено. Теперь другие государства, в том числе и Турция, должны позаботиться об уничтожение того, что осталось от этой группировки».
Эксперты издания полагают, что политика Анкары во многом противоречит интересам борьбы с ИГИЛ, поскольку турецкие власти предпочитают вместо этого концентрировать свои усилия и свои ресурсы на борьбе с курдами и оппозицией правительству Эрдогана. В Foreign Policy отмечается, что основная цель президента Турции – помешать сирийским курдам реализовать свои права, а уничтожение террористов «Исламского Государства» представляется ему делом второстепенной важности, которое он весьма часто игнорирует.
Кроме того, издание указывает на то, что концентрация внимания на курдах вместо ИГИЛ подвергает угрозе турецких граждан, особенно, в свете того, что и эта группировка, и многие другие экстремистские формирования активно действуют на территории Турции.
В статьи задаётся вопрос: почему Трамп считает, будто бы турецкие власти смогу реализовать поставленную задачу? Вывод американских войск из Сирии осуществляется на фоне вала докладов и отчётов, указывающих на то, что ИГИЛ всё ещё сильно, а боевики этой группировки готовятся нанести новые мощные удары в восточной Сирии. Кроме того, в издании говорится также и о том, что одной из других причин принципиальной неспособности Эрдогана побороть т.н. «халифат» являются продолжающиеся преследования подозреваемых в причастности к провалившейся попытке военного переворота представителей армейского командования, спецслужб и разведывательного сообщества. Во всех районах страны сотни тысяч сотрудников бюджетных учреждений были отстранены от работы, в том числе полицейские, офицеры вооружённых сил, работники прокуратуры и юстиции, что привело к хаосу в управлении и контроле. Возникли разногласия внутри армии, поэтому задача борьбы с ИГИЛ была переложена на сотрудников органов по борьбе с терроризмом и спецслужб, не обладающих необходимым опытом. Это неизбежно приведёт к опасным промахам на практике. К тому же, многие люди станут жертвами нарушения прав человека ввиду расширения полномочий служб безопасности, чему, к тому же, поспособствует широкое распространение курдофобии.
Эксперты издания считают, что последствия борьбы с курдами на фоне игнорирования угрозы ИГИЛ нанесёт двойной вред турецким гражданам на территории страны. Во-первых, если Эрдоган продолжит реализацию своих планов по наступлению на позиции курдов на севере Сирии, за Турцией будет закреплён статус государства-оккупанта. Во-вторых, подобный сценарий может привести к актам мщения со стороны курдских боевиков на турецкой территории. Foreign Policy указывает на то, что продолжение инициированной Эрдоганом войны против курдов непременно будет означать его неспособность и нежелание решить проблему ИГИЛ.
Подчёркивается, что, если т.н. «халифат» получит возможность воссоздать свои ячейки в Турции, последствия будут ужасающими, поскольку боевики получат возможность использовать турецкую территорию для логистической поддержки своих трансграничных операций в Сирии. Кроме того, они смогут наносить удары в самой Турции, а отдельные группы смогут планировать проведение атак и в Европе. По мнению издания, Анкара на протяжении последних восьми лет сирийского кризиса вовсе не была ярым противником ИГИЛ. Очень часто она посылала весьма противоречивые сигналы.
Согласно данным, находящимся в распоряжении Foreign Policy, около 8-10 тысяч террористов ИГИЛ было переправлено в Сирию и Ирак через турецкую территорию с начала боевых действий. Опросы общественного мнения, проведённые в Турции среди 1500 респондентов со всех районов страны в 2015 году, показали, что примерно 9% турецких граждан не считают «Исламское Государство» террористической организацией. Более 5% респондентов заявили о своей поддержке действий этой структуры. В этой же связи следует упомянуть о том, что 31 марта 2019 года в Турции планируется провести местные выборы. Эрдоган выразил свою обеспокоенность по поводу возможных результатов голосования на фоне экономического кризиса, охватившего страну. Известно, что продолжающиеся боевые действия против «Рабочей Партии Курдистана» часто используются турецким лидером для мобилизации националистически настроенного электората. Есть мнение, что внутриполитические императивы являются основным объяснением логики Эрдогана, заявившего в середине декабря – за две недели до телефонного разговора с Трампом – о намерении провести военную операцию против «Сил Демократической Сирии».
Эксперты Foreign Policy отмечают, что Эрдоган в своей борьбе против «Сил Демократической Сирии» опирается на т.н. «Свободную Сирийскую Армию». Они поясняют, однако, что есть ряд сложных проблем, которые необходимо принимать во внимание. В частности, союзники Турции не представляют собой организованной силы – имеются многочисленные свидетельства о преступлениях, совершённых ими под покровительством Анкары, как то было в Африне.
В издании говорится: «Наибольшим поводом для беспокойства является идеологическая близость ИГИЛ и поддерживаемых Турцией боевиков». Известно, что как минимум часть боевиков т.н. «халифата» примкнула к «Свободной Сирийской Армии», заняв в ней командные посты. Например, Сейф Абу-Бакр, лидер «Джейш Хамза», в прошлом был членом ИГИЛ в Аль-Бабе. Некоторые террористы данной организации ныне воюют в рядах протурецких сил в качестве командиров отрядов и подразделений.
В завершении анализа, опубликованного в Foreign Policy, говорится, что, с учётом всех факторов, совершенно ясно, что нельзя в полной мере доверять обещаниям Эрдогана бороться против ИГИЛ. Вместо этого он будет пытаться обеспечить своей партии более прочные позиции на предстоящих местных выборах, а обещание уничтожить т.н. «халифат», данное Трампу, является лишь средством обеспечения большей поддержки со стороны избирателей на внутриполитической арене.
To the opennewsportal.com administrator, You always provide great information and insights.