Послу Турции в Республике Казахстан г-ну Невзат Уянык
Копия:
Генеральному прокурору Республики Казахстан
г-ну Асанову Ж.К.
Министру иностранных дел Республики Казахстан
г-ну Абдрахманову К.К.
Открытое обращение
Уважаемый г-н Невзат Уянык!
В 1991 году, когда распался СССР, Турция была первой страной, которая признала де-факто независимость Казахстана. В дальнейшем отношения между нашими странами только укреплялись, несмотря на любые внутриполитические процессы в каждой из стран. Развивались также отношения в сфере образования. Например, были открыты Международный Казахско-Турецкий Университет им.Ясави (МКТУ) и казахско-турецкие лицеи (КТЛ), число которых позже увеличилось до 27. Я закончил МКТУ и ни одного дня не учился в КТЛ, но у меня большое количество друзей среди лицеистов, а потому есть прекрасная возможность понять и сравнить эти две структуры между собой.
Обе структуры были открыты при официальном одобрении турецких и казахстанских властей. За вычетом коммерческих доходов, МКТУ больше финансировался за счет турецкого правительства, тогда как КТЛ финансировались за счет казахстанского государственного бюджета, а также за счет спонсоров, преимущественно казахстанских бизнесменов (свыше 90%). Что касается турецких преподавателей, то в МКТУ их число постоянно росло, равно как и роль турецкого языка в процессе обучения (что иногда приводило к внутренним негативным событиям). Тогда как в КТЛ изначально было зафиксировано четырехязычное обучение (казахский, английский, русский, турецкий) и роль каждого языка не менялась из года в год, сохраняя равные пропорции, а число турецких преподавателей постепенно снижалось. Уже к 2007 году доля турецких преподавателей упала ниже 20%, а сейчас составляет около 8%. Иначе говоря, сейчас остались те турецкие преподаватели, которые живут здесь более 10 лет, а больше половины из них и вовсе приехали в 1990-х годах. Кто-то переехал с семьей, кто-то обзавелся семьей здесь, но у всех дети родились в Казахстане, они фактически стали гражданами нашей страны, частью казахстанского народа, а некоторые даже получили казахстанское гражданство.
Благодаря КТЛ получили блестящее школьное образование свыше 35 тыс казахстанских детей, из которых 95% казахи. Эти дети получили 90% наград Казахстана на республиканских и международных интеллектуальных олимпиадах по школьным дисциплинам за последние 20 лет. Этот феноменальный успех, благодаря которому имидж Казахстана сильно поднялся, благодаря которому казахстанские дети продемонстрировали высочайший интеллектуальный потенциал нашей нации, обязан уникальной модели казахско-турецких лицев, которые при минимуме расходов показали максимум эффективности. И весомую роль здесь сыграли как раз те турецкие преподаватели, которые приехали в 1990-х годах, жили на низкую зарплату, испытали все трудности первых лет становления КТЛ, вложили всю свою жизнь и душу в то, чтобы казахстанские дети получили качественное образование и правильные ценности, в первую очередь, искренний и неувядающий патриотизм, служение обществу, уважение к старшим и помощь близким.
Самый яркий пример среди турецких преподавателей – это Байрам Кенжи. Он переехал в Казахстан в 1996 году, когда ему было всего 23 года. Женился здесь в 2001 году на гражданке Турции, двое детей, близнецы, родились в Стамбуле в 2005-м, а третий ребенок родился в Алматы в 2007-м. Начал свою работу в костанайском лицее, и с первых же лет начал готовить лицеистов к олимпиадам. Уже в 1998 году один из его учеников, Ануар Несвельдин, выиграл республиканскую олимпиаду, а в 1999 году выиграл международную олимпиаду в Швеции по биологии, став бронзовым призером. Всего с 1996 по 2002 годы его ученики получили 56 медалей по биологии, в том числе 7 медалей на International Biology Olympiad. Благодаря этим достижениям, в 2002 году, когда ему было всего 28 лет, его назначили координатором по олимпиадам. С тех пор, в том числе благодаря Байраму Кенжи, лицеисты получили свыше 1000 медалей на республиканских и международных олимпиадах, а в командном зачете казахстанская команда всегда занимала второе или третье место среди свыше 50 стран. В 2015 году Аслан Саринжипов, будучи министром образования, вручил ему нагрудной знак «Ибрай Алтынсарин» за выдающиемся успехи в организации и совершенствования педагогического процесса – это высшая награда для преподавателей в нашей стране. А что сейчас с ним? Ему не продлили визу по Вашей просьбе, и он недавно не смог въехать в Казахстан после очередной поездки. А семья осталась здесь, а учитель зарубежом практически без средств к существованию.
Есть и другой преподаватель, например, Енес Куртайчыг. Он вообще переехал в 1993 году и учился в казахстанском вузе, женился здесь, и все его дети родились в Казахстане. Он также преподавал в КТЛ, показав блестящие результаты – сотни его учеников выиграли награды на международных олимпиадах, за что казахстанские власти наградили его званиями «Учитель года» и «Отличник образования». Недавно он устроился в университет AlmaU, но в итоге по Вашей просьбе ему не продлили визу, и он сейчас он ждет депортации. Или, например, есть Орхан Ахмет Озтомсук, который приехал в Казахстан в 1995 году, отучился в казахстанском ВУЗе, здесь женился, и все его дети родились здесь, и также благодаря ему сотни казахстанских лицеистов выигрывали международные олимпиады. Все эти турки – уже по сути граждане Казахстана, они лишь не успели оформить гражданство, так как считали это пустой формальностью.
Однако, оказалось, что зря. С момента событий лета 2016 года в Анкаре, которые официальные турецкие власти считают попыткой государственного переворота, Турция предприняла ряд резких мер. По данным турецкого Министерства юстиции по состоянию на июнь 2017 года было арестовано 24 губернатора, 169 генералов, 2431 судей, 7098 офицеров и еще более 40 тыс человек в системе госуправления. Помимо этого уголовные дела возбуждены отношении почти 170 тыс человек, большая часть из которых бывшие преподаватели ВУЗов и школ, в том числе их жены и дети. И еще около 700-800 тысяч человек были уволены или сокращены на работе. Я могу не соглашаться со справедливостью творящегося, или считать, что вряд ли все эти люди действительно имели отношение к перевороту, или выражать удивление в том, что при причастности такого количества людей, переворот все же случился, или же предлагать турецким властям посадить Гюлена и его ближайших сподвижников, оставив в покое остальных, однако, оставляю это на усмотрение официальных турецких властей, считая это внутренними делами Турции.
Но точно также я буду выступать против вмешательства турецких властей во внутренние дела Казахстана. В июле прошлого года Вы попытались поставить под сомнение легитимность функционирования казахско-турецких лицеев, приведя недостоверную информацию о том, что эти лицеи не были одобрены официальными турецкими властями. Надо понимать, что впервые в истории двух стран, Вы как посол допустили серьезную ошибку, попытавшись изменить оценки по ранее одобренным инициативам, ссылаясь на внутриполитические обстоятельства. Получив сильный общественный негатив в ответ, Вы дезавуировали свои заявления. После данного иницидента Вы пригласили меня к себе на встречу, на которой были еще ряд других общественых деятелей, где была достигнута договоренность, что я войду в Попечительский совет организаций, которые ранее входили в систему KATEV (ныне уже несуществующей) и что Вы окажете содействие в решение проблем турецких преподавателей. На самом деле посольство под разными предлогами не продлевало визы и не выдавало паспорта, как самим преподавателеям, так и членам их семей, в том числе детям. Я вошел в Попечительские советы, и вижу, что проблемы преподавателей не решаются. Я несколько раз пытался обращаться через Бурака Карааслана (турецкий бизнесмен, который организовывал встречу с Вами), однако, проблемы так и не удалось решить.
В настоящее время осталось около 30 турецких преподавателей из более чем 200 на пике. Остались только те преподаватели, которые давно въехали в Казахстан, здесь женились, завели детей, стали частью казахстанского народа, заслужив свой авторитет перед большим количеством людей. Учитывая это, ни лицеисты, ни все те, кто видел хорошее от этих преподавателей, не имеют права оставить этих преподавателей один на один с их проблемами. Именно поэтому мы будем предпринимать все возможные попытки, чтобы эти граждане остались в Казахстане, получили гражданство, или как минимум уехали туда, где смогут продолжать работу.
Сейчас у преподавателей имеются следующие проблемы:
1. Не продлевают визу или не выдают новый паспорт в связи с истечением срока действия самим преподавателям. Как самим преподавателям, так их женам и детям. Имеются также случаи отказа в выдаче паспорта детям, которые недавно родились. Если посольство пытается через детей заставить преподавателей вернуться в Турцию, то такой способ шантажа через детей – это наиболее подлая вещь, на которую может решиться посольство.
Совершаются все необходимые действия, чтобы турецкие преподаватели не смогли получить гражданство Казахстана. Им остается подавать на гражданство только как беженцы, но и в этом случае формальные процедуры более сложны.
- Совершаются все необходимые действия, чтобы преподаватели не могли уехать в третьи страны с целью избежать депортации из Казахстана в Турцию.
- Преподаватели, которые вернулись в Турцию, уже сидят в тюрьме по надуманным обстоятельствам.
Решение в этой ситуации простое – дать возможность преподавателям отказаться от турецкого гражданства и помочь им получить гражданство Казахстана. Такое решение позволит действительно снять проблему, подтвердит Ваши намерения не вмешиваться во внутренние дела нашей страны и не создавать проблему для казахстанских учеников и их родителей. Продолжение ошибочной пропагандистской линии, что все преподаватели бывших КТЛ или лицеисты являются соучастниками переворота, создает фон для аналогичных обвинений в будущем против казахстанских преподавателей лицеев, лицеистов, их родителей. Это означает, что Вы фактически переносите внутренние проблемы Турции в Казахстан и сознательно наносите вред гражданам нашей страны. Надеюсь, что будет реализовано конструктивное решение. Прошу Вас дать ответ, как скоро может быть реализовано данное решение.
Также есть несколько вопросов, на которые хотелось бы получить прямой ответ:
1. Насколько верен слух, что Вы регулярно требуете в устной и письменной форме от Министерства образования и других государственных органов закрыть лицеи, даже после того, как изменилось название и предъявлены юридические документы, что никоим образом не принадлежат турецким гражданам или коммерческим структурам?
- Насколько верен слух, что посольство Турции пытается «покупать» казахстанских чиновников для успешного достижения задачи по депортации всех турецких преподавателей?
- Насколько верен слух, что вокруг Вас имеется сеть из турецких бизнесменов, которые являются агентами турецких спецслужб, которые якобы встречаются с турецкими преподавателями, оказывают психологическое давление, угрожают принять все меры, в том числе незаконные, если потребуются?
- Насколько верен слух, что все оставшиеся преподаватели тоже сядут в тюрьму, как только приедут в Турцию?
К сожалению, вся эта история с давлением на КТЛ является проявлением неуважения к казахстанскому народу и системе госуправления, которая прекрасно осведомлена о конструкции лицеев. Сейчас из-за Ваших попыток вмешательства во внутренние дела страны, казахско-турецкие лицеи, которые уже давно финансируются за счет Казахстана, где слово «турецкий» в названии осталось лишь как дань уважения вкладу турецкого народа в систему казахстанского образования, изменили свое название – теперь они называются «образовательно-инновационные лицеи» (ОИЛ). Вместо того, чтобы получить больше благодарности от выпускников, их семей, да и всего казахстанского народа, больше положительных инициатив в отношении всего, что связано с Турцией, теперь благодаря Вам вклад турецкого народа «обнулен» в названии лицеев. На самом деле благодаря турецким преподавателям казахстанский народ, в первую очередь, родители всех лицеистов, искренне по-доброму относится к турецкому народу и к Турции в целом.
Считаю, что у истории есть свой маятник, и любые политические действия, рано или поздно, будут переоцениваться. Если завтра в Турции изменится ситуация, и официальные власти начнут преследовать всех тех, кто сейчас преследует сторонников Гюлена, а также те, кого против их воли записали в сторонников Гюлена, то не хотелось бы, чтобы вообще существовала любая возможность переноса внутриполитической борьбы турецких правящих групп на территорию Казахстана, чтобы опять наша страна испытывала давление, а граждане оказались вынуждены выбирать идти на подлость или нет, чтобы соответствовать требованиям турецких властей. Нужно, чтобы было как прежде – никакие внутриполитические события не должны влиять на отношения между странами на любых уровнях.
С уважением, Олжас Худайбергенов
Член Попечительского совета школы-лицея Нур-Орда