После 16-летнего доминирования Реджепа Тайипа Эрдогана в умах избирателей, кандидат в президенты Турции от основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Мухаррем Индже, возможно, близок к тому, чтобы доказать, что всесильный турецкий правитель не так уж непобедим.
Накануне выборов, намеченных в Турции на 24 июня, остроумный и энергичный кандидат от НРП воодушевляет оппозиционных избирателей и обращается к туркам, выходя за традиционные рамки своей партии, пишет бывший член НРП Шафак Павей в статье в New York Times. Индже входит в число пяти кандидатов, бросивших вызов Эрдогану, стремящемуся сохранить свой пост по итогам выборов и получить значительно расширенные полномочия в связи с переходом на новую президентскую систему.
Кандидат в президенты от НРП, преподававший физику в школе до начала своей политической карьеры, просит турецкий народ выбрать между «свободой и страхом», между национальным престижем и национальным одиночеством, между навязыванием религиозных убеждений и свободой выбора, между прямотой и ксенофобией, отмечает Павей.
По его словам, в связи с тем, что за последние несколько лет поляризация между социальными и этническими группами в Турции значительно возросла, Индже предлагает примирение и прекращение селективной политики правительства по найму на работу.
«Правительству не будет никакого дела, кем является потенциальный работник. Не важно, будет ли он алевитом или суннитом, турком или курдом. Не будет никакой гендерной дискриминации», – цитирует Павей выступление Индже на митинге на прошлой неделе.
Следует отметить и то, как кандидат в президенты от НРП мастерски развеял заблуждение о том, что позиция его светской оппозиционной партии носит антирелигиозный характер. Павей поясняет, что на митингах Индже появлялся со своей сестрой, носящей хиджаб. Кроме того, он доказал, что не имеет ничего против курдов, посетив заключённого в тюрьму кандидата от прокурдской Демократической партии народов (ДПН) Селахаттина Демирташа.
Харизматичный кандидат от НРП предложил свою альтернативу экономики производства Эрдогана, значительно пострадавшей за последний год. Он пообещал развивать сельское хозяйство и создать лучшие условия для местных и иностранных инвесторов, объясняет Павей.
Смена настроения ощущается и на улицах Турции, и кажется, что после почти двух десятилетий пребывания у власти провал Эрдогана вполне реален.