Несмотря на то, что с небольшим перевесом (51,3%) граждане Турции проголосовали на референдуме 16 апреля за поправки в конституцию, на самом деле это говорит о том, что новые полномочия, которые в итоге получил Эрдоган, не одобрены населением. Количество не согласных с результатом голосования достаточно велико. И если даже исключить махинации и нарушения, зафиксированные в ходе референдума, с точки зрения независимых экспертов, выборы выглядели уж очень смешно.
Можно выделить 25 факторов, указывающих на незаконность результатов референдума. В случае их подтверждения эти факторы могут пагубно повлиять на будущее Турции.
- Референдум был проведен в ходе действия режима чрезвычайного положения, введенный в июле 2016 года и продолжающийся по сей день.
- Референдум навеял страх и беспокойство по всей стране в последствии проведимой так называемой «чистки».
- Референдум проводился в соответствии со строгими мерами безопасности из-за терактов, осуществляемых террористическими группировками ДАИШ и РПК.
- Оппозицию запугали, многие ее представители взяты под арест, ликвидированы или подверглись покушениям.
- Люди опасались за личную безопасность. Были ущемлены права на свободу самовыражения.
- Миллионы людей в Турции убеждены, что изменения в референдуме несут в себе расположенность к диктатуре.
- Камерами наружного наблюдения зафиксированы различного рода махинации на многих избирательных участках.
- Новая конституция подразумевает ликвидацию разделения полномочий и механизмы контроля.
- Кампаний с призывом сказать «да» было больше, чем кампаний оппозиции.
- Ряд профессиональных организаций не были допущены к организации кампании «нет».
- Государственные и правительственные чиновники заявляли – «Тот кто скажет «НЕТ» – террорист!».
- Для укрепления своей власти Эрдоган использовал вводящие в заблуждение заявления чтобы показать, что референдум это действительно «выбор народа».
- Победа на референдуме, доставшаяся с небольшим перевесом, указывает на то, что Эрдоган не заручился поддержкой всего народа и поэтому не имеет мандата на единоличное управление государством.
- Были засчитаны миллионы бюллетеней референдума без печатей.
- Референдум «основанный на культе личности» указывает на принципы нового управления.
- Эрдоган очень умело использовал вражду с другими сторонами. Истории, основанные на теориях заговора он использовал чтобы привести в движение исламистскую сторону.
- Как местные, так и зарубежные наблюдатели открыто заявляют, что существуют серьёзные сомнения в законности процесса всего референдума.
- Избиратели не были полностью осведомлены и потому затруднялись голосовать сразу за изменения 18 пунктов конституции, влияющих на 72 пункта.
- Избирателям не была предоставлена объективная информация, опираясь на которую они могли бы сделать осознанный выбор.
- Заседания советов избирателей проводились непрозрачно, закрыто от общественности.
- Более ста журналистов были задержаны в рамках указа о чрезвычайном положении. Это повлекло значительные ограничения свободы слова.
- 158 организаций средств массовой информации, включая газеты, телевизионные каналы и радиовещание, были закрыты.
- До референдума более чем 1500 гражданских и общественных организаций прекратили свою деятельность.
- Свобода собраний была ограничена в связи с чрезвычайным положением.
- В страхе покинувшие страну граждане Турции не имели возможности голосовать.
Местные и иностранные наблюдатели считают, что референдум и его результаты приведут ещё к более бесконтрольной власти Эрдогана и поляризации страны. В свою очередь Эрдоган не сможет достичь экономического прогресса без поддержки значительной части населения. Вероятнее всего он будет использовать все подвластные ему структуры и станет издавать ещё более принудительные указы, что приведет к частым митингам и на долго повлечет за собой к неурядицам в стране в целом.
Хоть Запад и ценит Турции как стратегического партнера, США и ЕС должны прекратить делать поблажки в отношении к Эрдогану. Граждане Турции мечтающие жить в просвещенной, прогрессивной и светской стране, с ужасом и глубоким сожалением видят как их мечты тают на глазах. Для них сегодня это действительно печальный день.
Алон Бен–Мейр / The Huffington Post