Коррупция, плохое управление и неудачная внешняя политика ослабляют правящую Партию справедливости и развития Турции (ПСР) и вынуждают тысячи наиболее образованных граждан страны эмигрировать, заявили эксперты на панели, организованной Ahval и Британским центром турецких исследований (CEFTUS).
Но многие считают, что разделённая оппозиция Турции не имеет прочной основы для успешного поражения правящей партии, сказал главный редактор Ahval Явуз Байдар на панели «Еедовольство дома, неудачи за рубежом: двойной кризис Турции», которая состоялась на конференции британской Лейбористской партии.
По словам Байдара, новая исполнительная президентская система, созданная после выборов в июне 2018 года, лишила политическую систему Турции сдержек и противовесов, передав президенту Реджепу Тайипу Эрдогану право управлять указом и сократив функции парламента до простого утверждения решений президента.
«Но земля, по которой идёт Эрдоган, в последнее время показывает трещины. Как ни странно, это было вызвано собственными неустойчивыми шагами президента, включая глубокую коррупцию и неспособность выбраться из экономической трясины», — сказал Байдар.
Аналитики напомнили, что Турция вступила в рецессию в конце 2018 года, поскольку валютный кризис сбил почти 30% стоимости лиры по отношению к доллару к концу года. Общественное недовольство жёсткой экономикой проявилось на избирательных участках в марте, когда правящая ПСР проиграла на местных выборах ключевые муниципалитеты, включая Стамбул и Анкару.
Новые оппозиционные мэры сделали акцент на расточительных расходах их предшественников из ПСР, а мэр Стамбула Экрем Имамоглу отменил контракты на более 60 млн долларов по финансирования фондов со связями с правящей партией.
Мнение о том, что кумовство широко распространено, когда речь заходит о возможностях финансирования и рабочих местах в Турции, подпитывает утечку мозгов, по словам профессора антропологии Лондонской школы экономики Эсры Озюрек, другой участницы дискуссии.
«Экономический спад, отсутствие меритократии и нестабильная политическая ситуация все чаще заставляют людей покидать Турцию, которые ранее не рассматривали бы это», — сказала Озюрек, которая возглавляет кафедру современного турецкого образования своего университета.
Это привело к тому, что около 20 тыс. турок поселились в Великобритании за последние пять лет, причём большинство из них прибыли из самых образованных и богатых слоев населения Турции, указала она.
Между тем, неудавшаяся ставка Турции на восстания «Арабской весны», начавшиеся в 2011 году, привела её внешнюю политику к серьёзным трудностям, отметил эксперт Яшар Якиш, бывший член парламента ПСР, который занимал пост министра иностранных дел в течение первого года пребывания партии у власти с 2002 по 2003 год.
«Правящая ПСР надеялась, что «арабская весна» соберёт под руководством Турции пояс стран, настроенных против «Братьев-мусульман», но это не удалось», — сказал он.
Турция поддерживала политических исламистов в таких странах, как Египет и Сирия, но правительство «Братьев-мусульман» в Египте было свергнуто в результате переворота в 2013 году, а президент Сирии Башар Асад победил большую часть оппозиции в разрушительной восьмилетней гражданской войне.
Политика ПСР оставила Турцию погрязшей в сложном конфликте в Сирии, где поддерживаемые Турцией повстанцы сталкиваются с сирийскими правительственными войсками и их российскими и иранскими союзниками в провинции Идлиб, а Эрдоган неоднократно угрожал вторгнуться в северо-восточные районы, контролируемые курдскими боевиками, которые поддерживаются союзниками Турции по НАТО США.
В то же время внутренняя политика страны в этом году была окрашена борьбой в ПСР, с созданием двух новых политических движений во главе с бывшими авторитетными членами ПСР.
С ростом неопределённости, добавил Байдар, Турция вступает в критический период, который определит её будущее.
«Есть оптимистичный и пессимистичный взгляд. Некоторые считают, что Эрдоган закончит на фоне растущего раскола внутри правящей Партии справедливости и развития и недавнего успеха оппозиции», — сказал он.
Эти успехи могут быть смягчены нежеланием турецких националистов в оппозиции работать с курдским политическим движением, подчеркнул Байдар.
«Пессимистическая точка зрения заключается в том, что оппозиция стоит на шаткой почве, в том числе и в двойственном отношении главной оппозиционной Народно-республиканской партии по таким вопросам, как курдский вопрос», — заключил он.